В отделе литературы на иностранных языках Новгородской областной универсальной научной библиотеки начала работу книжно-иллюстративная выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения французской писательницы русского происхождения Натали Саррот. На ней представлены произведения автора на французском и русском языках, издания по литературоведению, а также словари французского языка в помощь читающим в оригинале.
НАТАЛИ САРРОТ (фр. Nathalie Sarraute; при рождении Наталья Ильинична Черняк; 18 июля 1900, Иваново-Вознесенск, Российская империя — 19 октября 1999, Париж, Франция), французская романистка, критик и драматург. Её имя часто связывают с «новым романом».
Писательница родилась 18 июля 1900 года в Иваново-Вознесенске (ныне Иваново) в России, в образованной еврейской семье. Её мать, Полина Шатуновская (во втором браке Борецкая-Бергфельд), была литератором; отец, Илья Евсеевич Черняк (1869—1949) — инженером-химиком, выпускником Женевского университета. Мать публиковалась под псевдонимом «Н. Вихровский», автор романа «Время», повести «Их жизнь». Отец в 1900 году основал в Иваново-Вознесенске мануфактуру, в которой занимался промышленным производством красителей. После развода родителей Наташа жила попеременно то у матери, то у отца, пока в возрасте восьми лет не перебралась в Париж к отцу. Сдав экзамены на степень бакалавра, изучала английскую литературу в Сорбонне, историю – в Оксфордском и социологию – в Берлинском университете. По окончании юридического факультета Парижского университета в 1925 году была принята в коллегию адвокатов и работала в суде вплоть до 1940.
В 1925 году Натали выходит замуж за адвоката Раймонда Саррота. У них родились три дочери — Анна, Клод и Доминик. В начале сороковых годов Саррот серьёзно начала заниматься литературой. В 1932 году была написана её первая книга «Тропизмы» — серия коротких эскизов и воспоминаний. Роман впервые был опубликован только в 1939 году, и Вторая мировая война не поспособствовала его популярности. В 1941 году под действием нацистского закона Натали Саррот была отстранена от должности адвоката, так как никогда не скрывала своего еврейского происхождения. Натали пришлось развестись с мужем, чтобы защитить его от действия нацистского закона. Их развод никак не повлиял на их отношения — они оставались вместе до конца жизни.
В 1965 году Натали Саррот посетила Новгород. 7 августа в стенах Новгородской областной библиотеки прошёл вечер встречи с советскими писателями М. И. Алигер, Ю. П. Германом и французской писательницей Н. Саррот. В летописи библиотеки сохранилась такая информация: «Встреча прошла очень оживлённо, при активном участии читателей в переполненном зале (присутствовало 280 человек)».
Уже в первой книге, «Тропизмы» (Tropismes, 1939), Саррот проявила интерес к сфере подсознания и тончайшим оттенкам человеческих чувств. Ее следующий роман, «Портрет неизвестного (Portrait d'un inconnu, 1948)», получил одобрительный отзыв Ж.П.Сартра. Подобно романам «Мартеро» (Martereau, 1959) и «Планетарий» (Le Planétarium, 1959), он сохраняет узнаваемые характеры и нарочито банальный сюжет.
Позже Саррот разрабатывала тему художественной литературы – сначала с точки зрения читателя в «Золотых плодах» (Les Fruits d'or, 1964), затем с точки зрения автора в книге «Между жизнью и смертью» (Entre la vie et la mort, 1968). В её поздних произведениях – особенно характерен роман «Говорят глупцы» (Disent les imbéciles, 1976) – полностью отсутствуют как узнаваемые характеры, так и сюжет. В 1983 она выпустила книгу «Детство» (Enfance). Саррот публиковала также критические эссе по проблемам современного романа, изданные в 1956 году в сборнике «Эра подозрения» (L'Ère du soupçon). Сценарии многочисленных театральных пьес и пьес для радио вышли отдельным томом под названием «Театр» (Théâtre, 1978).
Умерла Натали Саррот в Париже 19 октября 1999.
«Новый роман» (фр. Le nouveau roman), или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвлённым сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Камю и Сартр поддерживали «новых романистов», Сартр использовал для их характеристики термин «антироман» (предисловие к роману Н. Саррот «Портрет неизвестного», 1947).
Книжно-иллюстративная выставка «Новый роман» Натали Саррот» будет работать до 10 августа на втором этаже библиотеки (Кремль, 4).
Приглашаем познакомиться с творчеством писательницы!
Вход бесплатный.
Телефон для справок: 8(8162) 77-36-59 – отдел литературы на иностранных языках.