Мосты Великого Новгорода

Мосты Великого Новгорода

                               В отделе краеведения Новгородской областной универсальной научной библиотеки (Кремль, 4) начала работу книжно-иллюстративная выставка «Над потоком времени», посвященная мостам Великого Новгорода.

Читатели смогут ознакомиться с материалами из истории городских мостов, существовавших прежде и ныне существующих: Великого моста, моста Казимира Рейхеля, моста Александра Невского, пешеходного и других. На выставке представлены научные и научно-популярные издания, сборники статей, труды новгородских ученых, исследователей, историков и архитекторов: Ильи Иосифовича Кушнира, Ивана Андреевича Зайцева, Анны Николаевны Трифоновой, Виктора Григорьевича Смирнова, Ирины Дмитриевны Савиновой. Интересны статьи, посвященные Великому мосту, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника кафедры археологии исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Александра Николаевича Сорокина. Также в экспозиции – альбомы фотографий, журналы, публикации из периодических изданий, наборы открыток.

Выставка будет работать до 14 ноября. Вход свободный.
Справки по телефону: (8162)77-37-88 (отдел краеведения).

Новгород – древнерусский город, возникший сразу на двух берегах реки Волхов. Не позднее 1133 г. Софийская и Торговая части были соединены мостом. Средневековые летописи содержат многочисленные упоминания о нем. Уже с 40-х гг. XII в. в летописных источниках появляется топоним «Великий мост». На мосту, соединявшем Детинец и Торг, располагались торговые лавки и ремесленные мастерские, у прибрежных опор, примыкавших к Софийской стороне, были оборудованы пристани для судов.

В 1697-1699 гг. был сооружен новый мост с пятью каменными столбами-опорами и сводами-перекрытиями. Впоследствии новгородцам еще не раз приходилось отстраивать мост заново. В 1830 г. в Новгороде был построен первый мост на каменных устоях. Он представлял собой арочную конструкцию с деревянными перекрытиями на гранитных опорах. Один из пролетов моста имел подъемное устройство для прохода мачтовых судов. Автором проекта стал известный российский мостостроитель инженер-полковник К. Я. Рейхель.

В 1898 г. Государственный совет выделил средства на осуществление строительства нового моста. Проект разработал инженер Министерства путей сообщения Г. Н. Соловьев. К концу 1901 г. работы были завершены. В годы Великой Отечественной войны металлические перекрытия моста были разрушены и после войны демонтированы. Был выстроен временный деревянный мост.

16 ноября 1954 г. торжественно открыли новый трехпролетный балочной конструкции мост. Он пролег в шестистах метрах к северу от того места, где на протяжении многих веков новгородцы возводили Великий мост.

Проект разработали инженеры В. В. Павлушков и Г. Д. Попов. Быки (опоры) были сооружены из бетона, по бокам положены металлические балки. С вводом в строй этого моста Петербургская (тогда еще Ленинградская) улица стала центральной магистралью для автотранспорта на трассе Москва – Ленинград. Декоративные элементы, которыми украшено сооружение, появились благодаря главному архитектору Новгорода Л. В. Ефановой. Имя князя Александра Невского мосту было присвоено в 1978 г. по одноименной правобережной набережной, полностью обустроенной к 1971 г.

В 1978 г. был введен в эксплуатацию второй мост из железобетонных конструкций – за Антониевым монастырем. Он соединил обе стороны города в районе Колмова и носит имя «Колмовский». По нему пошел основной поток грузового автотранспорта, минуя центральную часть города.

В 1984-1988 гг. был построен пешеходный мост, традиционно соединивший два исторических центра – Детинец и Ярославово дворище. Разработкой проекта занимался Ленинградский институт «Промтрансниипроект» под руководством Е. Н. Арсентьева. Архитектурную часть исполнили специалисты «Новгороджилкоммунпроекта». Строительные работы вел мостоотряд № 75. В народе мост прозвали «горбатым». Изогнутый характер мостового перекрытия был продиктован высотой современных речных судов, так как в проекте не предусматривалось разводной части.
Четвертым мостом через Волхов стал Деревяницкий, сданный в эксплуатацию в 2016 г. Это самая длинная мостовая переправа через Волхов, ее протяженность – почти километр.